Виртуальная реальность: прошлое и перспективы

Кто изобрел шлем виртуальной реальности, из-за чего первопроходцы в сфере виртуальной реальности были будто «охотники за приведениями» и за какую сумму была куплена компания, производящая шлемы виртуальной реальности.

История виртуальной реальности

История устройств, проецирующих виртуальную реальность, берет начало ровно с середины прошлого века. Прародителем таких устройств по праву считают кинематографиста из Голливуда Мортона Хейлига. Он изготовил симулятор реальной жизни «Сенсорама», с тремя стереоскопическими мониторами спереди и по бокам. Благодаря устройству можно было ощущать ветер, запахи, звуки, в то время как пользователь устройства усаживался на кресло с вибрирующим эффектом.

В 60-х годах прошедшего столетия Хейлигом были запатентованы очки, проецирующие виртуальную реальность. И хотя пользователь не мог управлять процессом, он мог видеть 3D изображения с полноценным звуком. Еще через четыре года появился шлем Hedsight. Он сканировал движения головы пользователя.

К концу 60-х годов появилось устройство «Дамоклав меч», разработанное Айвеном Сазелендом, которое необходимо было подключать к компьютеру. Название установки соответствовало его огромному размеру. Вся конструкция фиксировалась на потолке. Благодаря сгенерированным объектам на компьютере их можно было наблюдать на виртуальной установке.

Eye Tap является своего рода прорывом того времени в сфере виртуальной реальности. В комплект установки входил шлем с видеоискателем, который укладывался в рюкзак и подключался к ПК. Благодаря этому оборудованию стало возможно видеть прорисованные изображения окружающего мира.

В 90-х годах такие крупные компании как SEGA и Nintendo представили видеоигры, поддерживающие VR. SEGA изобрела специальные очки, под которые были задуманы четыре видеоигры. Новшество было показано на ежегодном мероприятии CES. Однако устройство подверглось критике, поэтому было решено отложить проект в дальний ящик. Следом за Sega компания Nintendo представила игровую консоль с функцией 3D Virtual Boy. Пользователям новинка не понравилась: картинка проецировалась только в черных и красных тонах, устройством было неудобно пользоваться. После года продаж массовое производство прекратилось.
Эти устройства не являлись массовыми, но это были отличные шаги для развития виртуальной индустрии. Через несколько лет возможности процессора и графики компьютера стали расти быстрыми темпами, что и подвело область VR к новой волне прогресса. Компании начали представлять объемные панорамные фото. В 2007 году Google ввел в работу Street View. Благодаря этому сервису пользователям с любого уголка мира стало возможно смотреть панорамы улиц. С этих пор производство VR шлемов стало очень перспективной отраслью. В 2011 шлем Oculus Rift заинтересовал миллионы людей, и именно с этого момента создание шлемов стало перспективным делом.

Как это работает?

Новейшие VR шлемы имеют такие важные составляющие как экран, датчики положения головы.

Экран, разделенный на несколько частей, создавал 3D изображение. Под разным ракурсом на экран подаются практически идентичные изображения. Такая схема работы устройства напоминает устройство глаза человека. Объемная картинка создается благодаря специальному углу обзора глаз. Для создания стереоэффекта девайсы оборудованы линзами. Большинство модификаций шлемов дают возможность регулировки расстояния между линзами для их настройки под определенное зрение.

Важнейшим критерием в подобных девайсах является скорость обновления изображения. При высокой частоте обновления использовать устройство абсолютно комфортно. В более старых поколениях таких устройств низкая частота обновления приводила к мигреням и рвоте у людей, использующих данное устройство.

В шлеме присутствуют такие виды датчиков как гироскоп и акселерометр, отслеживающие положения головы. Такие датчики можно найти в смартфоне, именно благодаря им картинка с легкостью переворачивается, а приложения работают исправно.

Определенные шлемы оснащены базовыми станциями. Они должны размещаться в комнате для сканирования телодвижений пользователя. Благодаря этим датчикам можно перемещаться в виртуальной реальности, без использования джойстиков.

Шлемы подразделяются на несколько типов. Для одних требуется обязательное подключение к компьютеру, либо игровой приставке, а для других достаточно просто смартфона. Первый тип имеет более детализированные изображения, вследствие генерации компьютером необходимого объема данных. Смартфон не может похвастаться такими мощными характеристиками, поэтому картинка виртуальной реальности будет менее реалистичной. Однако для просмотра 3D роликов характеристики смартфона подойдут вполне. Естественно за более комфортное пользование придется платить: наиболее современные и продвинутые модели могут стоить до 70 тысяч рублей, а вот очки виртуальной реальности для смартфона возможно приобрести за пару тысяч.

Сфера применения VR

VR-шлемы созданы в первую очередь для развлечений. Эти устройства помогают человеку пересмотреть свои взгляды на видеоигры или просматривание видео, так как ощущение от процесса иные, в отличии от стандартных способов. В наше время необязательно выходить из дома, чтобы прокатиться на каком-нибудь аттракционе, перенестись на другой материк или прокатиться на автомобиле.

Технологии виртуальной реальности не ограничиваются лишь видеоиграми. Виртуальная реальность широко используются в медицинской сфере для того, чтобы обучать врачей, хирургов, а также для установления раковых новообразований в теле людей. Можно воспользоваться специальными программами, которые помогают реабилитировать людей после инсульта и травмы мозга. Амблиопия (ленивый глаз) также лечится использованием шлемов.

Психологические расстройства также могут лечиться VR-шлемами. Создается благоприятная атмосфера для медитаций. Человек с легкостью переносится в умиротворяющее и приятное место для отвлечения от проблем и неурядиц. Даже военные ветераны с диагнозом посттравматическое стрессовое расстройство имеют возможность воспользоваться виртуальной медициной. Программа симулирует военные действия, вызывающие «вьетнамский синдром». Напоминание о военных действиях раскрывает болезненный момент, от которого следует избавиться.

Также можно тренировать солдат, используя виртуальную программу боевых действий. Таким образом, можно обучать группу людей работать слаженно в команде, учиться прыгать с парашютом и иным навыкам, при этом можно выбрать любое местоположение.
Автомобильная компания Toyota практиковала использование виртуальной реальности для предостережения водителей об опасности на дороге. Смоделированная дорожная ситуация служила примером последствий неправильных действий водителя. Компания Toyota заявляет, что подобные технологии помогают воспринимать информацию за более короткий срок. Более того VR-технологии часто используются в проектировании здании и ландшафтов.

Будущее виртуальной реальности

Виртуальная реальность значительно упрощает общение людей из разных стран. Например, работники, которые работают удаленно, могут без труда присутствовать на совещаниях, причем вовлеченность в процесс будет больше, чем может предоставить программа Skype.

VR может упростить процесс обучения, так как студенты могут получать образование из любой точки мира. На данный момент онлайн обучение в университетах не дает полного взаимодействия между преподавателем и учащимся. Традиционное обучение будет передаваться независимо от местоположения. Технология VR может помочь посетить виртуальные экскурсии и лично присутствовать в дальнем участке вселенной или в древней эпохе.

Более того, виртуальные технологии станут неотъемлемой частью, которая хранит воспоминания. В будущем люди смогут воочию увидеть, как жили их предки несколько веков назад, что только поможет в изучении достоверной истории. В ближайшие годы на Марсе побывает человек, и благодаря VR можно будет наблюдать этот процесс в 3D.

Наиболее популярные VR-устройства

Сегодня на рынке огромное количество VR-устройств, однако наиболее преуспели в этом деле: HTC Vive, Oculus Rift, Sony PlayStation VR, Samsung Gear VR.

Oculus Rift

Девайс от Oculus заставил индустрию VR встрепенуться. Опытный образец 2011 года был спроектирован Палмером Лаки 18-и лет. Разработка приглянулась Джону Кармаку, автору таких игр как Wolfenstein 3D, Doom и Quake, которые были эталоном 3D графики в 1990-х годах.

Далее была основана компания Oculus VR, в которую был вовлечен и Кармак Лаки. В 2014-ом году компания была выкуплена Facebook за два млрд. долларов. Марк Цукерберг сделал заявление о том, что он видит успешное применение технологии не только для видеоигр. Он считает, что VR будет неотъемлемой частью будущих технологий в компьютерной сфере.

Устройство поступило в продажу в первом квартале 2016 года, его цена составила 600 долларов (35 тыс. рублей). В комплект входили кабели и джойстик от Xbox One. Контроллер для возможности использования рук покупались отдельно. В шлем были встроены наушники и микрофон.

Для использования Oculus Rift требуется производительный ПК, иначе придется заплатить несколько десятков тысяч рублей, помимо 599-и долларов. Для устройства нет недостатка видеоигр.

HTC Vive

Данный шлем разработала компания HTC в кооперации с компанией Valve. Образец был продемонстрирован в 2014 году, премьера состоялась в 2015-ом. Первые продажи стартовали в апреле 2016-ого года. Стоимость шлема одна из самых высоких среди конкурентов – 799 долларов. В Россиийской Федерации официальная цена составляет 70 тысяч руб.

Наушники не встроенные, но имеются в комплекте. Также имеются два Bluetooth контроллера, отслеживающие положения рук, а также пара базовых станций.

Различия потребительских свойств Oculus Rift и HTC Vive — контроллеры, покрытие отслеживания (Vive выйгрывает), большая разница в контенте (Vive имеет популярный магазин Steam со множеством приложений).

PlayStation VR

Модель от Sony является главным конкурентом вышеописанных моделей. Устройство может работать только в кооперации с PlayStation 4, которая уступает по производительности компьютерам в целом. Соответственно качество картинки уступает конкурентам – разрешение только одного экрана составляет 1920х1080 пикселей. Однако частота обновления может достигать значения 120Гц.

PS VR стал продаваться позже, чем Rift и Vive, а именно в октябре 2016 года. Плюс заключается в том, что ценник самый гуманный – 400 долларов. Цена в России составляет 32 тысячи долларов. Необходимая приставка – 400 долларов (26 тыс. рублей). Отдельно покупается камера отслеживания и контроллер, но в комплекте присутствуют наушники.

Консоль PlayStation 4 является игровой, поэтому проблем с играми нет – их создано уже достаточно много.

Samsung Gear VR

Данное устройство производится компанией Samsung совместно с Oculus. По сути это класс VR очков. Продажи стартовали в ноябре 2015-ого года. Разрешение составляет – 2560х1440 пикселей, таким образом, превосходя Rift, Vive и PS VR. Низкой является частота обновления – не более 60 Гц. Угол обзора – 96 градусов.

Стоимость не превышает 100 долларов (6,5 тысяч руб). Однако главный минус заключается в ограниченной совместимости, только лишь некоторые смартфоны поддерживают данные очки — Galaxy Note 5, Galaxy S6/S6 Edge/S6 Edge+ и Galaxy S7/S7 Edge.

В связи со слабой начинкой качество картинки не блещет четкостью. Девайс подходит для просматривания видео и 3D фото. Видеоигры не дают полного комфорта виртуальной реальности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *