Очки виртуальной реальности: зачем нужны и как ими пользоваться?

Современные очки виртуальной реальности – это полноценный сегмент рынка высоких технологий. В сравнении со шлемами 90-х годов прошлого века, нынешние устройства шагнули далеко вперед во всех отношениях, включая их стоимость и разнообразие ассортимента. Более того, сейчас любой желающий может сделать виртуальные очки самостоятельно – достаточно изготовить картонный корпус с креплением для смартфона. Конечно, такое самодельное устройство не даст полного эффекта присутствия (часто оно поставляется даже без линз), но сможет продемонстрировать, что собой представляет современная VR.

История развития и самые популярные устройства в 2016 году

После того, как в 90-е годы появились первые массовые модели ВР-очков, на долгое время в отрасли установилась тишина. Устройства оказались слишком дорогими и громоздкими, они не стали популярными, и потому крупнейшие компании надолго отказались от внедрения технологий VR. Современная история создания ВР-очков началась в 2012 году, когда на Kickstarter прошла презентация проекта Oculus Rift. Он вызвал огромный интерес, а после покупки компанией Facebook получил хорошее финансирование. Вскоре свои модели очков виртуальной реальности начали разрабатывать и другие участники рынка.

На сегодняшний день на рынке можно встретить десятки и даже сотни различных моделей – это и недорогие бюджетные, и топовые высокотехнологичные проекты. Самыми дешевыми вариантами считаются девайсы для телевизора (условно считаются ВР-очками за счет использования технологии 3D), а также простые пластиковые и даже картонные «коробки». Как работают такие устройства: в них в качестве монитора размещается обычный смартфон или планшет, выполняющий функции и экрана, и ПК. Естественно, что о полноценной реализации виртуальной реальности здесь речи не идет, ведь очки не подключаются к компьютеру – соответственно, вычислительных мощностей не хватит для работы с «тяжелыми» игровыми приложениями, использующими 3Д.

Обзор главных представителей высокого ценового сегмента:

    • Oculus Rift. Очки виртуальной реальности, с разработкой которых началось возрождение отрасли. Именно это устройство сейчас во многом определило, как будут развиваться технологии ВР в дальнейшем. В конце первого квартала 2016 года потребительская версия поступила в продажу. Стоимость на рынке США – около 600 долларов, на рынках других стран – порядка 850 долларов. В комплектацию входит внешняя камера для слежения за движениями пользователя. Предназначены для компьютера или приставки Xbox One, которые будут обсчитывать картинку.

    • HTC Vive. Эти очки — совместная разработка компаний НТС и Valve, ориентированная на работу в связке с популярным игровым сервисом Steam. Специальный комплекс из двух внешних камер (Valve Lighthouse) обеспечивает отслеживание действий игрока. Устройство стоит несколько дороже, чем Окулус Рифт – 800 долларов в США и более 1000 долларов на рынках других стран. Управление – с помощью специальных контроллеров. Лучшие результаты по погружению в ВР за счет того, что пользователь видит свои руки в виртуальной реальности.

    • Sony PlayStation VR. Разработка японского гиганта Sony. Эти очки виртуальной реальности предназначены специально для игровой приставки PlayStation 4. Одно из главных преимуществ состоит в том, сколько стоят такие устройства – всего 400 долларов в США, что заметно меньше, чем у основных конкурентов. Впрочем, нужно отдельно приобретать PS move – камеру для слежения за движениями игрока, а также специальные контроллеры.

Существует еще множество достаточно крупных и амбициозных проектов по созданию очков виртуальной реальности, которые сейчас находятся в стадии разработки – мультиплатформенные Vrvana Totem, очки-наушники Avegant Glyph с небольшим углом обзора, StarVR с функцией слежения за движениями глаз. Отзывы о них впечатляющие уже сейчас, по всем есть демонстрационные видео, в том числе и русские обзоры (впрочем, некоторые устройства пока есть только на фото).

Также на рынке уже предлагаются китайские аналоги многих известных устройств и независимые разработки. К сожалению, дешевые очки виртуальной реальности из Китая существенно уступают своим именитым оригиналам, но в виду ценовой доступности российские покупатели часто выбирают именно такой вариант. Еще одна причина, по которой такие игровые устройства популярны в России – возможность запускать приложения для различных платформ (от Windows до iOS).

Возможен ли вред от использования очков виртуальной реальности?

Несмотря на все старания разработчиков, определенные негативные эффекты при использовании очков виртуальной реальности проявиться могут. Например, возможна рябь в глазах, легкая тошнота и даже морская болезнь. Неприятные симптомы на первых этапах освоения устройства могут случиться у многих пользователей, в некоторых случаях свою роль может сыграть и предрасположенность организма (особенно при морской болезни).

В дорогих устройствах (с дисплеем) проблемы выражены меньше, так как там реализовано минимальное время отклика – в пределах 3 мс. Недорогие модели, в которых используются планшеты или смартфоны, картинка обновляется медленнее, что и приводит к проблемам. Еще одним недостатком дешевых очков виртуальной реальности является продолжительный период смены картинки, приводящий к размыванию изображения. Это не слишком хорошо для глаз и вестибулярного аппарата. Разработчики топовых устройств решили проблему за счет OLED экранов с технологией low persistence, обеспечивающей быструю смену пикселей.

Определенные виды игр (особенно 4pda) тоже могут создать дискомфорт для неподготовленного человека. Описание самых распространенных факторов:

  • События в виртуальной реальности могут быть настолько неестественными (например, слишком быстрое перемещение, резкие перевороты и т.д.), что организм не сможет на них нормально реагировать, пока не приспособится.
  • Игра может быть плохо адаптирована к использованию очков ВР, что приведет к задержкам и различным дефектам при воспроизведении картинки.
  • Недостаточно мощный PC или другая система, обсчитывающая картинку. Если процессор и видеокарта не смогут быстро обрабатывать информацию, упадет частота обновления кадров, появятся «тормоза».

Если использовать самые мощные (или из категории «выше среднего») современные комплектующие и официально рекомендованные игровые приложения, риск появления проблем минимален, так как приложения тщательно протестированы разработчиками. Например, создатели очков виртуальной реальности Oculus Rift предложили разработчикам для качественного производства ПО встроенную систему Latency Tester, позволяющую выявлять задержки.

Технические требования к «железу» для виртуальной реальности

В аттракционах и тренажерах, использующих очки виртуальной реальности, все комплектующие подобраны так, чтобы воспроизведение картинки было максимально естественным. Если же покупать только сам девайс для использования с ПК, стоит уделить особое внимание качеству и производительности компьютерных комплектующих. Существует множество рекомендаций на эту тему, но в конечном итоге все зависит от модели очков виртуальной реальности, от игрового приложения, от комплектующих в ПК или другом устройстве.

Доступные бюджетные устройства подойдут только при запуске простейших игровых приложений, не создающих большой нагрузки на процессор и видеокарту. В остальных случаях для комфортного использования очков виртуальной реальности придется сделать апгрейд, чтобы системные требования полностью выполнялись.

Если рассматривать комплектующие для ПК, рекомендуемые при использовании Oculus Rift, то это должен быть процессор уровня Intel Core i5 и видеокарта не ниже NVIDIA GTX 970. Также потребуется не меньше 8 Гб оперативной памяти. С тем, к чему подключаются очки виртуальной реальности, проблем не будет – у любого компьютера есть разъемы HDMI и USB.

Сейчас уже ни у кого не возникает вопросов о том, зачем нужны очки виртуальной реальности. В нынешних условиях это необычное развлечение, но у технологии есть большое будущее и в других сферах. Например, уже сейчас существуют приложения для трехмерного моделирования. Со временем сферы применения ВР будут только расширяться.

Очки виртуальной реальности: Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *