Никто не станет спорить с тем, что сейчас виртуальная реальность рассматривается как одна из наиболее перспективных компьютерных технологий. Возможные сферы применения ВР очень широкие, но на начальном этапе речь идет преимущественно о видеоиграх. От того, насколько успешным окажется этот этап, будет зависеть дальнейшее развитие и расширение отрасли. Многие крупные производители электроники сейчас разрабатывают и уже выпускают гаджеты виртуальной реальности, в технологию инвестируются сотни миллионов долларов.
Широкое распространение и высокая конкуренция на рынке сделали гаджеты ВР доступными для всех и каждого. Если раньше шлемы были массивными, тяжелыми и стоили астрономических денег, сейчас это куда более компактные и простые устройства, стоимость которых сравнима с ценой хорошего сматртфона. Кроме того, есть очки, в которых за воспроизведение картинки отвечает именно смартфон – такие «платформы» еще на порядок дешевле.
Очки виртуальной реальности – самые распространенные гаджеты
Большинство новых гаджетов виртуальной реальности все еще находится в стадии разработки, но есть и образцы, которые уже появились на рынке, или же в самое ближайшее время поступят в продажу. В техническом плане очки ВР представляют собой устройство с дисплеем, которое фиксируется на голове, с дисплеем прямо перед глазами. Специальные датчики отслеживают любое движение головы, и соответствующим образом меняют картинку на экране. По сути, речь идет о панорамном обзоре на 360 градусов.
Базовые возможности гаджетов виртуальной реальности можно оценить, даже не располагая полноценным шлемом ВР – для этого достаточно приобрести специальный корпус, в котором есть крепления для смартфона. Такое оборудование тоже сильно различается по оснащенности и дизайну – от простой картонной коробки до стильных устройств, оснащенных дополнительными электронными компонентами. Уже сейчас в сети можно найти множество приложений, позволяющих протестировать виртуальную реальность с помощью смартфона.
Ниже приведены самые популярные гаджеты на сегодняшний день – очки ВР. В обзор включены 10 наиболее перспективных и уже вышедших в продажу устройств.
Sony PlayStation VR (Project Morpheus)
Очки, разработанные компанией Sony и функционирующие в связке с игровой приставкой PlayStation 4. Готовность устройства к выходу на рынок – почти 100-процентная. Шлем от Sony оснащен экраном с 5,7-дюймовой диагональю, отличается высокой частотой обновления кадров, широким углом обзора. Проводившиеся тесты показали, что данный гаджет виртуальной реальности весьма комфортен в использовании. Уже ведется разработка десятков приложений и игр для новых очков.
Oculus Rift
Устройство, которое уже стало настоящей легендой в отрасли виртуальной реальности. Именно разработка Oculus Rift стала отправной точкой к возрождению интереса к VR. Инициатива создания данного гаджета исходила от Палмера Лаки – молодого инженера, который собрал средства на разработку девайса с помощью сервиса Kickstarter. Вскоре разработкой заинтересовалась компания Facebook, которая приобрела ее за 2 миллиарда долларов.
Работа Oculus Rift предполагает отслеживание положения головы пользователя для максимально реалистичной смены изображения. Гаджет виртуальной реальности требует подключения к компьютеру через порты DVI или USB. В нынешнем виде аппарат способен показывать картинку в разрешении Full HD, система трекинга очень точна и реагирует на любое изменение положения головы. Oculus Rift уже продается на рынке, для него есть множество игр. В ряде приложений появилась функция в настройках, которая адаптирует картинку для отображения в очках ВР.
HTC Vive
Проект гаджета виртуальной реальности от компании НТС – это разработка, появившаяся благодаря сотрудничеству с Valve – известным разработчиком игр. В течение 2016 года аппарат должен появиться в свободной продаже. Как и Oculus Rift, может работать только при подключении к компьютеру.
Применена эффективная технология трекинга головы для отслеживания даже малейших движений. Для гаджета создана специальная сенсорная экосистема – 70 датчиков используется для качественного трекинга. Частота обновления – 90 Гц, и этого достаточно для того, чтобы в реальном времени корректировать картинку даже при резком изменении положения. Помимо очков, в комплект входит несколько дополнительных контроллеров, предназначенных для взаимодействия с объектами в виртуальной реальности.
Samsung Gear VR
Уже вышедшая в широкую продажу модель от компании Samsung. По мнению специалистов, данное устройство является одним из наиболее удобных в использовании, однако собственного экрана у него нет – требуется смартфон. При этом нужно учитывать, что существует несколько вариантов Samsung Gear VR – в зависимости от используемого внешнего дисплея. Существуют модификации для Note 4 или Galaxy S6. Смартфон вставляется и фиксируется в шлеме, оснащенном специальными линзами. Соединение – через разъем micro USB.
Для Samsung Gear VR разработано несколько десятков приложений, но широкие продажи устройства пока начаты только в США.
Carl Zeiss VR One
Принцип работы данного гаджета виртуальной реальности такой же, как и у предыдущей модели. Сам шлем – просто приспособление для фиксации смартфона, который обрабатывает и воспроизводит изображение. Предусматривается возможность подключения аппаратов на Android и iOS, допустимая диагональ дисплея – 4,7 – 5,2 дюймов.
Для Carl Zeiss VR One существует несколько игр и приложений дополненной реальности.
Microsoft HoloLens
Данный гаджет ВР в большей степени является устройством не виртуальной, а дополненной реальности. Таким образом, пользователь не оказывается полностью в виртуальном мире – реальный мир совмещается с картинками, отображаемыми на «дисплее» очков. Эффект получается весьма интересный.
Управление Microsoft HoloLens осуществляется с помощью жестов – здесь применена та же технология, что и в популярном контроллере Kinect. Обеспечивается широкий угол обзора, а также высокое разрешение отображаемого видео. Примечательно, что данное устройство может работать автономно, без подключения к компьютеру. Операционная система – полноформатная Windows 10 со всеми возможностями. Питание – от встроенного аккумулятора.
Avegant Glyph
Самый легкий и компактный среди всех современных гаджетов виртуальной реальности. Такой результат достигается за счет оригинальной технологии отображения видео. Здесь нет большого экрана, как у «коробок» для смартфонов – вместо этого применяются зеркальные микроматрицы и изображение передается на сетчатку глаза.
При своих компактных размерах и оригинальной технологии воспроизведения видео устройство способно показывать картинку высокого разрешения. Из недостатков – только малый угол обзора, не превышающий 45 градусов. С другой стороны, использование зеркальных микроматриц решает проблему с сильным уставанием глаз, свойственную почти всем очкам ВР.
Razer OSVR
Эти очки пока не поступили в свободную продажу. Гаджет виртуальной реальности используется в основном разработчиками, которые могут тестировать свои новые приложения виртуальной реальности. В гаджете реализована поддержка Unreal Engine и Unity 3D – популярных графических движков для игр. При необходимости очки можно дооснастить новыми комплектующими — open-source платформа это позволяет.
Google Cardboard
Простейшее и наиболее доступное приспособление, изготовленное из картона, работает только со вставленным смартфоном. Несмотря на скромный внешний вид, здесь есть все необходимые системы трекинга, динамики, гироскопы. В магазине приложений Google можно найти немало программ, разработанных специально для «картонной коробки».
Archos VR Headset
По большинству параметров напоминает Google Cardboard, но здесь дизайн не настолько оригинальный. Простое пластиковое устройство, достаточно комфортное. Широкие возможности по выбору смартфонов – подойдет большинство гаджетов с диагональю до 6 дюймов. Реализована поддержка всех современных мобильных операционных систем, включая Windows Phone.
Представленный перечень гаджетов виртуальной реальности – далеко не полный. В ближайшем будущем на рынке появится множество других похожих устройств, причем не только для развлечений, но и для решения различных рабочих задач – например, для инженерного проектирования.